Конфликты в коллективе

Конфликты в коллективе: травля на работе

Травля в рабочем коллективе

Школьные хулиганы вырастают и превращаются в степенных отцов семейств. Чаще всего, такое бывает только в фильмах. Последние исследования, проведенные сотрудниками Университета штата Айовы, доказывают, что третирование и травля коллег на работе - обычное дело. И занимаются этим те же люди, которые были головной болью учителей в школьном возрасте.

Только в США проживает 54 миллиона человек, которые сталкивались с проблемой издевательств на работе хотя бы раз за всю свою карьеру. Как оказалось, жертвы преследований не только не пишут кляузы на своих обидчиков, но часто боятся говорить о том, что подверглись унижениям.

Каковы масштабы проблемы

Истории жертв преследования в рабочем коллективе часто являются душераздирающими и шокирующими. Но руководству компании сложно отследить их, поскольку только сопоставление разрозненных фактов может навести на мысль о том, что какой-то сотрудник подвергается травле со стороны коллектива.

Пожалуй, нет такого человека, который выходит на работу с мыслью о том, что может оказаться в таком месте, которое напомнит ему школьный двор, главную точку сбора местных хулиганов. Но преследование и травля в рабочем коллективе – очень распространенная проблема, через нее прошли многие офисные служащие и рабочие производственных предприятий. В Америке число жертв травли составляет 54 миллионов человек, около 35% трудоспособного населения. Все они хотя бы раз становились объектами преследования со стороны коллег.

Исследовательница Стейси Тай-Уильямс (Stacy Tye-Williams) заинтересовалась судьбой тех работников, которые предпочли страдать молча. Результаты своего исследования она опубликовала в издании «Ежеквартальный журнал управления коммуникациями» (Management Communication Quarterly).

– Многие участники моего исследования посчитали, что никто им не поверит, – говорит Стейси. – Они также боялись прослыть нытиками или большими детьми, инфантилами. И они никому в организации не говорили о проблеме, даже непосредственному руководителю. Когда человек получает серьезную эмоциональную травму на рабочем месте, ему сложно бывает объяснить окружающим, что с ним происходит.

Совместно с коллегой из Университета Небраски-Линкольна Кэтлин Кроун (Kathleen Krone) Тай-Уильямс изучила рассказы 48 жертв преследования. Более половины из них подвергались унижениям со стороны начальника или линейного руководителя. Остальные становились жертвами преследования со стороны коллег того же уровня, что и они сами. Испытуемые работали в разных профессиональных областях: трудились инженерами, преподавателями, медицинскими сотрудниками, банковскими служащими, военными.

Ученые обнаружили, что даже после появления возможности высказаться, многие участники исследования не могли подобрать нужные слова, чтобы объяснить, как начался процесс травли, как развивался конфликт, который за ним следовал. Тай-Уильямс считает, что процесс преследования не всегда имеет четкое начало, точку запуска. В нем также сложно выделить середину и окончание процесса. Иногда жертве требуется несколько месяцев на то, чтобы осознать проблему. Ведь нередко злоумышленники сначала прощупывают почву и их провокации кажутся вполне уместным поведением.

Жертвам сложно бывает правильно выстроить порядок и выделить временные промежутки в процессе преследования. Многие испытуемые считают, что их опыт нельзя описать словами. Трудности с вербализацией проблемы влекут за собой дополнительные осложнения. Когда жертва не может связно изложить, в чем суть конфликта, окружающим трудно становится поверить в происходящее.

– Если история слишком абстрактная, не имеет связных сюжетов и линий, люди не понимают, что происходит, – поясняет Стейси. – Или они не видят смысла в изложении. Это часто приводит к тому, что жертва хулиганов не воспринимается всерьез, ей не верят. И это очень грустно, потому что тогда преследуемый человек страдает еще больше.

Как предотвратить конфликты в рабочем коллективе

Если человек становится жертвой преследования со стороны коллег, есть несколько способов решить проблему. Ему поможет обращение к тем коллегам, которые его поддерживают и чувствуют к нему симпатию. Также работа над общей культурой поведения в коллективе, проводимая руководством, способна предотвратить подобные сложности. С проблемой важно бороться, ведь эмоциональные конфликты в рабочей группе снижают ее эффективность и плохо сказываются на производительности труда.

Поддержка коллег

Жертвы травли часто чувствуют себя изгоями, потому что работники, которые наблюдают за унижением, избегают того, чтобы вмешиваться в ситуацию. Некоторые из них готовы помочь, но не чувствуют, что у них есть силы переломить ситуацию. Иногда они опасаются, что сами станут целью насмешек и третирования. Исследования Тай-Уильямс доказывают, что если жертва имеет хоть кого-то в коллективе, кто ее поддерживает, то у нее выше уровень удовлетворенности работой и ниже вероятность впасть в депрессию.

– Если пострадавшим не верят, им некому рассказать о своей проблеме, им труднее становится сформулировать, что происходит, – говорит Стейси. – Важно, чтобы коллеги выслушивали таких людей, даже если чувствуют дискомфорт от их рассказов. Им стоит после работы задержаться в баре с жертвой, позволить ей высказаться. Простая вера помогает. Многие пострадавшие, когда им доверяют, их готовы выслушать, начинают лучше осознавать, что с ними происходит.

Повышение культуры взаимодействия

Если руководство компании получает жалобу от сотрудника на травлю со стороны коллег, важно провести служебное расследование. Даже если трудно отследить начало и течение процесса, менеджеры должны выслушать жертву, задать все необходимые вопросы. Это помогает пострадавшему собраться с мыслями, тогда руководителю станет проще понять, что творится в его подразделении.

Тот факт, что менеджеры и начальники сами часто становятся преследователями, осложняет задачу. Особенно большой проблемой это становится для малого бизнеса. Жертву надо не просто выслушать, важно предпринять действия, которые прекратят издевательства, спровоцируют улучшения в организационной культуре предприятия.

В средних и начальных школах директора тщательно следят за тем, чтобы учеников не травили и не дразнили. А коммерческий сектор не имеет такой культуры управления данными процессами. Вот почему важно открыто обсуждать проблемы преследования сотрудников их коллегами. Кстати говоря, менеджерам по управлению персоналом пригодится знание о том, кем был сотрудник в учебном заведении. Люди, которые травили одноклассников в школе, чаще имеют склонность к злонравному поведению в рабочей среде во взрослом возрасте.

– Некоторые руководители осведомлены о проблемах травли, – заключает Тай-Уильямс. – Другим нужно пояснять отличие этого поведения от шовинизма и дискриминации. Так что распространение знаний о проблеме является важной задачей. Людям стоит научиться лучше относиться друг к другу, помогать тем, кому причинили эмоциональную травму.